Братья (вверх) по оружию: аккуратный, здоровый враг народа - сильный кандидат в этом сезоне выборов

  • 03-06-2021
  • комментариев

Гейнс и Кэтлин Макнэнни в фильме «Враг народа». (Джоан Маркус)

В год выборов, когда так много политиков поляризуют электорат, смешивая жадность с моральным благом, Манхэттенский театральный клуб выбрал идеальное время, чтобы возродить драму Хенрика Ибсена 1882 года «Враг общества». Люди. Отказываясь от наиболее часто используемого перевода Артура Миллера, в пользу новой, урезанной версии Ребекки Ленкевич, бродвейская постановка в Театре Сэмюэля Дж. Фридмана решает дилемму идеалистической борьбы одного человека за противодействие авторитету и раскрытие правды перед лицом мощной оппозиции, которая достигает силы толпы. Пьеса находит отклик сегодня, потому что многие доброхоты, чьи сердца находятся в нужном месте, в конечном итоге вынуждены подчиняться, уступая большинству, тогда как герою Ибсена грозит гибель, а не компромисс. Сильно поставленный Дугом Хьюзом, эта прогулка без антрактов вырезает из разговорчивого текста Ибсена огромные куски экспозиции и дебатов, сокращая иногда утомительную пьесу до приемлемой длины, а также сокращая некоторые актерские роли, но без исключения каких-либо важных ценностей. Он также предоставляет двум доблестным актерам Бойду Гейнсу и Ричарду Томасу возможность владеть сценой вместо того, чтобы сдавать ее в аренду. Они изумительны.

Прибрежный город в Норвегии со спа-центром, который служит прибыльной туристической достопримечательностью, является местом для игры контрастных идей. Это деревня с сильным духом общности и подлинным чувством процветания, которую разумно обслуживают два брата, которые одинаково заинтересованы в будущем своих соседей. Финансирование и строительство бань - работа жесткого, волевого мэра Питера Стокманна (г-н Томас). Он правил по правилам, не всегда советуясь с отцами города по вопросам экономии и принятия решений. Его брат Томас (г-н Гейнс) - ученый и интеллектуал с непримиримыми ценностями, популярный хозяин, семьянин, уважаемый столп общества и «привет, приятель», который уважает власть, но сохраняет неизменную преданность простому человеку. Когда выясняется, что бани, считающиеся «пульсирующим сердцем нашей идиллической общины», представляют опасность для здоровья, начинается кризис, который разделяет Томаса и Питера, а также городских администраторов и самих людей. Томас обнаружил, что яды с местного кожевенного завода просочились в воду. После тайного анализа образцов университетская лаборатория прислала ему результат: бактерии, плавающие в промышленных токсинах, представляют реальную угрозу общественной безопасности. Чтобы исправить ситуацию, Томас требует закрыть гидромассажную ванну, пока все водопроводные трубы снова подключены. У его брата-мэра другие приоритеты. Помимо предупреждения о гигантских расходах на исправление загрязненной системы водоснабжения, он убеждает редактора газеты, бюрократов, фанатиков, ростовщиков и богатых граждан, которые все хотят только получить прибыль, в том, что закрытие курорта приведет к финансовой катастрофе. Загрязнение почвы из близлежащего болота и просачивание воды с кожевенного завода являются причиной последовавшей паники, но драматург 19 века и социальный реформатор Ибсен превращает все это в метафору политической коррупции.

И таким образом, полемика улетает, и две горячие стороны морального аргумента обсуждаются в бесшовной прозе. Там, где самодовольный ученый Томас видит болезни и эпидемии, прагматичный мэр Петр видит разорение, упущенные доходы в городской казне и угрозу своему личному богатству. Поощряя осмотрительность, молчание и предотвращение скандала любой ценой, он приказывает своему брату отказаться от своих показаний, а затем увольняет его с должности главного врача города. Как и во многих современных играх политической морали, вплоть до «Шафера» Гора Видала, истина и честь - это сила и практичность на поле битвы искаженных ценностей, которые не всегда приносят пользу большинству. Во втором акте обе стороны превращают свои идеалы в тиранию. До сих пор злодеем был Питер, но теперь Томас тоже дает повод для беспокойства. Убеждения Томаса о спасении города сводятся к перевороту, замене демократически избранного правительства молодой и яростно преданной новой крови, жаждущей мести, - и благо людей каким-то образом подрывается. Этот поворот идеалов приводит к неуправляемому городскому собранию, которое превращает пьесу в политический дискурс. Когда свободомыслию угрожает подавить менталитет толпы большинства, а благородство характера и духа подрываются, кто же является настоящим врагом народа? Подумайте о национал-социализме в гитлеровской Германии 1930-х годов, и вы получите кулак в лицо тому, к чему клонит Ибсен.

Вы также поймете причину, по которой врагом народа был один из Ибсенов »наименее популярные произведения. В лучшем случае у нее есть общая тема со всеми пьесами Ибсена - высокая цена целостности. Хедда и Нора столкнулись с похожими жизненно важными решениями, но в «Кукольном доме» больше напряженности, а у Хедды Габлер - больше драмы. Мое предостережение касается стиля выражения разнообразия. Строки полны гнева и гнева, но противоположные мнения, выраженные двумя братьями, взрываются в раздражающем кричащем матче, который может добиться большего максимального воздействия в более мягкой и убедительной постановке. Есть и другие способы показать эмоции, а не кричать. Спектакль актуален, но режиссуре не хватает отдачи. То, что это актуально, не делает его драматически захватывающим. Это никоим образом не вина актеров. Мистер Гейнс - безупречный голос разума, и хотя я обычно ожидал увидеть мистера Томаса в более сочувствующей роли, его злодейский, но сентиментальный мэр вызвал у меня мурашки по спине. Оба актера настолько хороши, что было бы увлекательно увидеть, как они меняются ролями на полпути, что придает игре дополнительный элемент разрозненной, но одинаково убедительной направленности. В нынешнем виде они вызывают представление о том, что политики являются реальными врагами народа, а человек, отстаивающий правду перед лицом невзгод, - реальным врагом невежественного большинства.

Несомненно, этот взгляд на «Врага народа» стоит посмотреть и стоит посмотреть снова.

rreed@observer.com

комментариев

Добавить комментарий